Параллельный импорт медицинских изделий
Однако если в некоторых отраслях их отсутствие способно доставить лишь некоторые неудобства, то в других такой дефицит может оказаться без преувеличения жизненно важным. Это касается в первую очередь поставок медицинских изделий.
В таких условиях Правительство приняло ряд оперативных и решительных мер для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Среди них – поддержка российских производителей, стимулирование формирования новых экономических связей с производителями из стран, не входящих в список недружественных, постоянный мониторинг ситуации на рынке медицинских товаров. Для обеспечения актуальности сведений, получаемых в рамках такого мониторинга, еще в марте 2022 года Президент России подписал федеральный закон N 64 от 26.03.2022 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому производители и импортеры медицинских инструментов, техники и других товаров, относящихся к группе медизделий, обязаны соблюдать установленный порядок информирования Росздравнадзора о своих планах в отношении российского рынка. При намерении прекратить производство или поставки таких товаров, они обязаны сообщить об этом в контролирующее ведомство не позднее, чем за полгода до предполагаемой даты прекращения производства или поставок.
Еще одной мерой, направленной на стабилизацию ситуации на российском рынке медизделий, стала легализация параллельного импорта. На нее российские участники экономического рынка возлагают особые надежды, так как она в перспективе способна дать наиболее быстрые и заметные результаты. Однако в сегменте медицинских изделий ее применение имеет важные особенности.
История вопроса
Параллельный импорт представляет собой ввоз в страну официальных товаров производителя, однако без обязательного разрешения правообладателя. Таким образом, это не означает, что с разрешением этой схемы в Россию хлынут потоки «серых», контрафактных изделий, которые могут нанести вред здоровью покупателя.
Алгоритм поступления товара в страну лишь несколько изменился. Ранее продукт, изготовленный зарубежным производителем, мог поставляться только с его разрешения официальными дистрибьюторами: это позволяло контролировать объем и цену товара и обеспечивало больший интерес зарубежных изготовителей к российскому рынку. Теперь же, когда необходимости поддерживать такую заинтересованность в условиях санкций больше нет, Правительство отказалось от этой, по сути, сдерживающей меры, разрешив ввозить в Россию легальную продукцию зарубежных производителей не только официальным дилерам, но и любым другим организациям, купившим ее у изготовителя. Таким образом, теряется монополия правообладателя на продажу товара на территории нашей страны.
Подчеркнем, что схема параллельного импорта не нова для России: такой порядок ввоза товаров действовал в государстве до 2002 года. Затем по решению Правительства он был упразднен – опять-таки, для стимулирования крупных производителей к выходу на российский рынок и повышения инвестиционной привлекательности страны. Итак, в условиях официальных поставок наша страна просуществовала 20 лет – прежде чем снова вернуться к многообразию вариантов ввоза импортных товаров.
Кстати, параллельный импорт – вовсе не инновационная схема, которую пришлось изобрести в условиях санкций. Такой порядок импорта действует, например, в Турции, Канаде и США.
Законодательная база
Коль скоро решение о введении параллельного импорта было принято на федеральном уровне, для него была сформирована соответствующая законодательная база. В апреле был опубликован официальный приказ Минпромторга от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».
Первоначально список, представленный в этом приказе, мало затрагивал сегмент медицинских изделий. Из товаров, относящихся к этому сегменту, эксперты отмечали:
- фармацевтические продукты с кодом ТН ВЭД ТН ВЭД ЕАЭС 3005 90 100 0 - вата, марля, бинты и аналогичные продукты, пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, разработанные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии;
- фармацевтические продукты с кодом ТН ВЭД 3006 50 000 0 - санитарные сумки и наборы для оказания первой помощи;
- инструменты и аппараты оптические медицинские или хирургические, их части и принадлежности, кроме товаров, зарегистрированных в качестве медицинских продуктов. В этом разделе, в который также были включены фотографическая, кинематографическая, прецизионная, контрольная и прочая техника, приводится длинный список производителей таких товаров: фактически среди них производством медицинской техники занимаются лишь несколько – такие как Siemens, Shneider Electric, HP и другие.
При этом приведенный список в реальности включал лишь небольшую часть медицинской продукции зарубежных производителей, которая до введения санкций поставлялась на российский рынок. Уже тогда Минпромторг пообещал регулярно пересматривать и редактировать положения приказа в соответствии с текущей ситуацией на рынке, добавляя или исключая из него отдельные товары, чтобы обеспечить их бесперебойное поступление к потребителям.
И действительно, спустя несколько месяцев ведомство опубликовало новый нормативный акт - приказ Минпромторга России от 21.07.2022 № 3042 «О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. N 1532».
В пояснение министерство составило информационного письмо от 4 августа, в котором уточнило, что в сегменте медицинских изделий перечень дополнен реагентами и расходными материалами, применяемыми с оборудованием, применяемым для лечения онкологических заболеваний. В частности, речь идет о технике, выпускаемой под брендом Miltenyi Biotec. Это немецкая биотехнологическая компания мирового уровня, производящая медицинское оборудование для клинических и исследовательских целей.
Как отмечается в пояснительной записке министерства, оборудованием этого бренда пользуются для своих врачебных задач ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева», ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» и «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачевой». До весны 2022 года компания Miltenyi Biotec поставляла свою продукцию в Россию через официального дистрибьютора ООО «Биокоммерц», однако в конце марта 2022 года поставки были прекращены. Но перечисленные медицинские учреждения остро нуждаются в медицинских товарах этого производителя, поскольку с учетом номенклатуры закупленного оборудования именно они необходимы для проведения CAR-T терапии маленьким и взрослым пациентам. В связи с этим Минпромторг расширил список медицинских товаров, разрешенных к параллельному импорту, добавив к ним расходные материалы и реагенты, производимые компанией Miltenyi Biotec.
Перспективы параллельного импорта
Очевидно, что первый шаг Министерства промышленности и торговли в плане расширения номенклатуры медицинских товаров для параллельного импорта был весьма предсказуемым – и ожидаемым медицинскими учреждениями, которые нуждаются в таких товарах. При этом в завершение пояснительной записки от 4 августа 2022 года ведомство указало, что продолжит мониторинг ситуации с импортными поставками, и при необходимости будет добавлять или исключать из списка те или иные позиции.
В случае, если действие санкций затянется – а этот сценарий считают вероятным многие серьезные эксперты, ясно, что министерству придется неоднократно пересматривать утвержденный список на предмет внесения в него дополнительных расходных материалов, реагентов, медицинских инструментов и техники, произведенных за рубежом. Разумеется, частично дефицит таких товаров можно будет скомпенсировать за счет роста и расширения номенклатуры производства российских медицинских компаний. Однако в случаях, когда медучреждение уже закупило высокотехнологичное и дорогое оборудование конкретного зарубежного производителя, оно оказывается привязанным к конкретной марке реактивов, реагентов, запчастей и прочих расходных материалов – а значит, для обеспечения бесперебойных поставок этих объектов потребуется помощь Минпромторга.
2395